Друзья!

Наша киностудия существует благодаря энтузиазму нескольких взрослых, которые работают бесплатно на самом простом оборудовании. Если бы у нас были средства, мы могли бы заменить аппаратуру, а также выпустить фильмы на дисках для последующего бесплатного распространения.

Местная православная религиозная организация Приход Никольского храма поселка Свеча Яранской епархии
Юридический адрес: 612040 Кировская область пгт Свеча, ул. Свободы, д. 1
Почтовый адрес: 612040 Кировская область пгт Свеча, ул. Свободы, д. 1
ИНН: 4328001845
КПП: 432801001
Банковские реквизиты:
Получатель: Местная православная религиозная организация Приход Никольского храма поселка Свеча Яранской епархии
Р/счет: 40703810900000016293 в ПАО «Норвик-Банк»
Кор/счет: 30101810300000000728
БИК: 043304728

Номер карты Сбербанк России:
639002279004438738

Рамушевский коридор

«Здесь из всех щелей и нор автоматы бьют в упор.
Сам не знаю, кем он назван: «Рамушевский коридор».
Ни тропинок, ни дорог, мир взведённый, как курок.
Здесь прострелян каждый камень, каждый куст и бугорок.
Здесь наш быт похож на бред. Здесь с ума нас сводит свет
от прибитых прямо к небу ослепительных ракет.
Смерть в тебя вперяет взор сквозь оптический прибор.
Сколько нам он стоил жизней – Рамушевский коридор…»


Михаил Мотусовский


Восьмого февраля 1942 года вокруг 16-ой немецкой армии под Демянском замкнулось первое в истории Великой Отечественной войны окружение крупных сил противника. В кольце оказалась большая часть сил 16-й фашистской армии — до семи дивизий, образовался так называемый «Демянский котёл». Но 21 апреля 1942 года ударная группа из трёх немецких дивизий под командованием генерал-лейтенанта Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха прорвала окружение, пробив узкий коридор шириной 6-8 километров в районе деревни Рамушево. Впоследствии, весь май и начало июня 42-го года,  в Рамушевском коридоре шли страшнейшие бои. Советские войска стремились захлопнуть прорыв и ликвидировать коридор, а немецкие силы, наоборот, пытались его расширить. Однако те бои не принесли существенного успеха ни для одной из сторон - Рамушевский коридор просуществовал вплоть до 1943го года.
Именно сюда, в район боёв «Рамушевского коридора», направляется для проведения поисковых работ наша экспедиция. Пятнадцать человек, из них большая часть студенты и школьники, «вооружённые» металлоискателями, щупами и лопатами за сутки на машинах преодолевают путь длиною в тысячу триста километров. Новгородская область после двух дождливых недель  гостеприимно встречает нас утренним ласковым солнышком. Работать, где изначально планировали, не получается — земля насквозь пропитана влагой, не всегда помогают даже болотные сапоги. Наши друзья — поисковики из г. Старая Русса предлагают встать лагерем на противоположном берегу реки Ловать, недалеко от урочища Александровка, где есть условия для работы — мы соглашаемся. Переправа, на наполненной людьми и вещами  небольшой резиновой лодке через широкую реку, достаточно экзотична, и у новичков вызывает повышенный выброс адреналина. Быстро выставляем палатки, разжигаем костёр и вскоре горячий обед живительным нектаром вливается в наши подсохшие от сухпайков желудки. Пора проводить рекогносцировку местности.  
«9 мая 200-я стрелковая дивизия наступала двумя стрелковыми полками. После короткой артиллерийской подготовки пехота поднялась в атаку, ворвалась в д. Присморжье и подошла к д. Александровке. Гитлеровцы подтянули свежие части, пошли в контратаку и вытеснили наши части от Александровки. Стволы пушек и пулеметов нагревались докрасна»  (из боевых донесений).   Деревни Александровка на современной карте уже нет, но живы свидетельства событий, происходившие в те военные годы. Фортификационные сооружения: блиндажи, огневые точки, окопы и стрелковые ячейки видны невооружённым глазом. Поисковые экспедиции здесь проходили не один раз и не один год, как впрочем, и в большинстве других мест, последнее время в этой местности на «зачистке» работают три отряда из Кирова. Песчаная почва не даёт задерживаться в воде, и в эту дождливую весну это очень важно. Приступаем к работе и мы. В ход идёт «тяжёлая артиллерия» поисковиков — металлоискатели. То тут, то там звучат знакомые по минувшим вахтам возгласы: «осколок»,  «гильза», «настрел», специалисты работают со щупами, кто-то находит первый фрагмент кости.   
Но по-настоящему удача настигает нас на третий день работы. При обработке очередной песчаной высотки «зацепили» сразу  в двух местах многочисленные костные фрагменты. Теперь работы хватает всем. Высотка оказалась не просто большим природным бугром, а одним из фортификационных укрепрайонов. Дальнейшее углубление в землю вскрыло стены блиндажа и ряд ответвлений от него, идущих к следующей линии обороны. Многочисленные осколки вперемешку с рубленными некрупными фрагментами костных останков свидетельствуют о прямом попадании снаряда в данный укрепрайон, россыпи патронов и стреляных гильз указывают на плотность боя. Останки двух погибших солдат собираем буквально по частям на разных уровнях земного полотна.
«Медальон» — негромко сказанное слово мгновенно, с нарастающим звуком, эхом откликается в сердцах и устах поисковиков. Лицо Юры Шашмурина, нашедшего заветный пенал,  сияет от радости. С учётом находящихся рядом фрагментов портупеи, возможно, удастся установить личность погибшего офицера. Работу на этой высотке продолжим до конца вахты, останки ещё одного солдата будут нами обретены.
5 июня 1942 года. К 8.00 утра Александровка была взята нашими войсками. Немцы вновь обрушили на рубежи 127-й бригады шквальный огонь своей артиллерии и минометов. В 17.00 немцы организовали контрнаступление при поддержке своих танковых частей. В результате ожесточенного боя, длившегося около двух часов, к 19.00 бригада оставила Александровку (из боевых донесений).  Каждый раз, работая на местах, обожжённых войной, удивляешься её масштабам. От места, где мы стоим этой вахтой, можно уходить на несколько километров в разные стороны и везде видеть одно и то же: позиции наших войск вплотную  соприкасаются с немецкой обороной и наоборот. И везде кровавые следы войны — пробитые, проржавевшие от времени каски, солдатские лопатки, кружки, противогазы, фрагменты обуви, одежды  и звенящая от осколков земля. Земля новгородщины, ставшая последним домом для более 800 тысяч погибших во время Великой Отечественной войны солдат и офицеров РККА, из которых более 350 тысяч до сих пор официально не захоронены — «пропавшие без вести».
Останки ещё одного солдата обнаруживаем  в верхнем слое земли одного из окопов недалеко от места, где работает основная часть нашей группы. Беспорядочность их залегания говорит о том, что когда то здесь были «чёрные копатели». Кости просто выкинули вместе с землёй, к сожалению, в наше время, это не редкость.
Наша экспедиция медленно, но верно подходит к концу. Заканчивается последний рабочий день, отряд медленно уходит в сторону лагеря. И вновь, отличается Юрка, тот самый, нашедший медальон. Его щуп пробивает метровый слой земли, издавая до боли знакомый костяной звук. Классический раскоп при свете фонариков закончили незадолго до полуночи.  С рассветом мы вновь собрались у воронки, ставшей могилой погибшему между 9 мая и 5 июня 2042 года бойцу. Он погиб не в результате взрыва, а был расстрелян после взятия в плен и прихоронен по указанию немцев в ближайшей воронке местными жителями. О его пленении и расстреле говорят связанные сзади руки, а о приказе немцев свидетельствуют архивные данные. А рядом в двух – трёх метрах друг от друга ещё несколько провалов земли — возможно прихоронки других погибших солдат. Но лимит времени исчерпан полностью. Быстро снимаем лагерь, очередное преодоление водной преграды и в 11. 30 мы на воинском мемориале у деревни Давыдово.
Здесь на братском кладбище предаются земле останки 473 солдат и офицеров, найденных на территории  Старорусского района силами сорока поисковых отрядов из самых разных уголков России, Белоруссии и Казахстана в эту весеннюю Вахту памяти. У сорока бойцов были обнаружены «смертные медальоны». Из них 19 уже удалось прочитать и установить имена пропавших без вести. В этом списке и найденные нами останки шестерых солдат и отданный на экспертизу медальон. Звучат слова благодарности поисковикам, священник совершает заупокойную службу, троекратный залп над могилой...
Казалось бы, всё. Но нет... Мы ещё вернёмся сюда, ведь более 349 тысяч солдат и офицеров, погибших в ту далёкую войну, ещё не захоронены.


Руководитель поисковой экспедиции
протоиерей Владимир Неганов

Рамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридорРамушевский коридор

Благодарим за сайт БФ «Какпомочь.ру»
Разработка сайта: Маркова Екатерина, Максим Шеповалов
Дизайн: Гордиенко Ольга