Друзья!

Наша киностудия существует благодаря энтузиазму нескольких взрослых, которые работают бесплатно на самом простом оборудовании. Если бы у нас были средства, мы могли бы заменить аппаратуру, а также выпустить фильмы на дисках для последующего бесплатного распространения.

Местная православная религиозная организация Приход Никольского храма поселка Свеча Яранской епархии
Юридический адрес: 612040 Кировская область пгт Свеча, ул. Свободы, д. 1
Почтовый адрес: 612040 Кировская область пгт Свеча, ул. Свободы, д. 1
ИНН: 4328001845
КПП: 432801001
Банковские реквизиты:
Получатель: Местная православная религиозная организация Приход Никольского храма поселка Свеча Яранской епархии
Р/счет: 40703810900000016293 в ПАО «Норвик-Банк»
Кор/счет: 30101810300000000728
БИК: 043304728

Номер карты Сбербанк России:
639002279004438738

Из забвения

Приближалось 70-летие победы. Праздник важный и волнительный для каждого. Война оставляет след в нескольких поколениях. Ты понимаешь, что должен сделать что-то значимое: почтить память, возложить цветы, съездить на кладбище. Но ничто не сравнится с поездкой в места боев, где раны войны не заживут еще долгие годы.

Накануне Дня Победы, в середине апреля, мне позвонил отец Владимир Неганов и предложил принять участие в работе поискового отряда «Взвод» на территории Старорусского района Новгородской области. Я спросил: « А что мы будем там делать, как происходит поиск»? Отец Владимир ответил кратко: «Будем копать, поднимать солдат, погибших в 1942 г.». Вопросов было множество: что значит поднимать солдат? Откуда поднимать, они, что совсем не захоронены? Если так, то почему за 70 лет после войны их никто не захоронил, ни государство, ни родственники? А главный вопрос: нужно ли тревожить прах, ведь люди погибли и лежат уже более 70 лет?
Я много слышал о движении «Поиск», но не до конца понимал его суть и решил увидеть все собственными глазами, найти ответы на свои вопросы. Я поехал с отцом Владимиром.
Команда собралась дружная, здесь и подростки 14-17 лет, учитель на пенсии, военврач, священник.
Все строго официально, отец Владимир — руководитель отряда, у него кипы разрешительных документов, согласований, отчетов. Списки отряда согласуются заранее.
Приехали на место. Природа Новгородской области дивная: холмы, овраги, смешанный лес, обширные поля, прекрасная узкая и очень глубокая речка Робья, птиц множество, особенно соловьев, они поют с 4 утра, их так много и поют так громко, что невольно вспомнились слова песни: «соловьи, соловьи, не тревожьте солдат…». Уже на трассе на Старую Руссу начинает чувствоваться дыхание войны: памятники, обелиски, кресты. В лесу вдоль дороги окопы, огневые точки, воронки. Едешь и ловишь себя на мысли: «надо же, до сих пор все видно?!».
Наконец, первый волнительный день поиска. Мы идем за 2 км от лагеря на место, где наши войска весной 1942 г. пытались окружить немцев, взять важную высоту — бывшую деревню Майлуковы Горки. На месте уже работает отряд из Старой Руссы. Они уже «подняли 5 наших», это к 25 поднятым в прошлом году. На первый взгляд все обычно: лес, как лес, но, присмотревшись, понимаешь, что вокруг не просто круглые ямки с водой, они идеально круглые, от 1м. до 3 м. в диаметре. Знатоки комментируют: «Здесь такой-то снаряд упал, здесь – мина…». Между воронками неглубокие, но обширные свежие раскопы, почти над каждым на дереве висит ржавая каска. Здесь поисковики «подняли» погибшего солдата. Они бежали в атаку в полном обмундировании и были убиты пулей или взрывом, упали, кого как нашла смерть, и пролежали 73 года, даже не прихороненные , устремленные все как один в сторону противника. Некоторые даже в касках. Совсем недалеко, метрах в 150 — немецкие окопы змейкой вьются между деревьев, выпирают брустверы полукругом, здесь стоял пулемет, под листвой кучи латунных гильз, отсюда стреляли по нашим. Жуткая картина захлебнувшейся неудачной атаки оживает в сознании. Понимаешь, что это не фильм о войне. То, что ты видишь, во много раз страшнее и реальнее того, что слышал раньше.
Начинаем искать. Отец Владимир — опытный поисковик, для него эта Вахта Памяти уже двадцатая, говорит, что найдем бойца только на третий день. Сначала надо поработать. Так и получилось. На поверхности земли, чуть прикрытая листвой – советская каска, сразу не заметно. Под каской - ничего, значит, надо искать рядом: спал, откатилась. Так и есть — в 2 метрах находим останки солдата. Рядом еще и еще, три человека погибли рядом на небольшой поляне. У одного из солдат находим черную пластмассовую капсулу – медальон. Он цел и закрыт, это большая удача для поисковика: если заполнена карточка, можно будет установить личность. Новость, что нашли медальон, быстро расходится по лесу, собираются люди. Просят подержать, фотографируют. Радость неподдельная.
На следующий день нашли еще двоих, у одного медальон. Открывать и читать медальон самим нельзя – нужен специалист, легко испортить записку, пролежавшую в земле столько лет. С нетерпением ждем дня, когда отдадим медальоны специалисту, он откроет их. И мы узнаем, кто эти люди, из какой части, а может быть и обстоятельства их гибели.
На пятый день подняты останки еще двоих. Медальонов нет, но при одном солдате ложка со странной надписью «БерезнерИ». В век информации и открытых архивов найти данные стало проще. Сайт Минобороны «ОБД Мемориал» выдает, что рядовой Иосиф Березнер 1921 г.р. погиб при штурме деревни «Майлуковы Горки» 6 мая 1942 г. Не захоронен, так как тело находится на территории противника». А мы нашли его 5 мая, через 73 года! Многое открывается, время, воинская часть. Это 26 Гвардейский стрелковый полк штурмовал высоту в начале мая 1942 г. и полег в этом лесу.
С волнением идем к специалисту открывать найденные медальоны. Есть ли в них записки? Процесс неспешный. За столом основательный отставной военный не торопясь вскрывает медальоны, разворачивает на белом сухом листе свернутые так давно бумажки. Напряжение висит в воздухе, толпа окружила стол, следит и переживает за каждое его движение зубочистками. Бумага немного подсыхает и открываются имена: Агарев Федор Васильевич, стрелок из Пензенской области 1904 г.р.; Пищиков Владимир Петрович 1921 г.р. из Сарапула. Радость несравнимая ни с чем. Узнали имена! Быстро через интернет выясняем, что Пищиков числился пропавшим без вести. Надо сообщить родным. У поисковиков связи налажены, звонок ижевской группе, и уже через 2 дня найдены родственники Владимира Пищикова в Сарапуле. Они хотят знать все об обстоятельствах гибели и похоронить героя на родине. Агарев из Пензы, Березнер из Житомирской области, Пищиков из Сарапула, а по спискам ОБД Мемориал на этом небольшом пятачке ещё 15 фамилий погибших в этот день и оставленных на нейтральной полосе гвардейцев 26 ГСП. Круг замкнулся, долг выполнен. Найти родных Агарева и Березнера – вопрос времени.
Последний день посвящен увековечению памяти бойцов. Оформляем место гибели: небольшой холмик, крест из белого дерева, жестяная табличка, каска, все, как положено. Три креста с именами, остальные — безымянные. Невольно понимаешь значение названий отрядов поисковиков: «Память», «Долг». Мы отдали долг, сохранили память. В этих Новгородских лесах, южнее Ленинграда, погибло более 800 тыс. бойцов Красной армии Северо- западного и Волховского фронтов. Официально захоронено с воинскими почестями лишь около 450 тысяч человек. Остальные лежат в воронках, окопах, а то и просто на полях под слоем сухих листьев. И мы должны что-то сделать, чтобы иметь право сказать слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Я получил ответы на свои вопросы, а главное - на вопрос: «нужно ли искать и поднимать погибших солдат?» - теперь есть четкий ответ: «ДА».
И еще важнейший момент — воспитательный. Мы все видели, как меняется отношение к войне и вообще к жизни у подростков. Для участника поискового отряда память о тех страшных событиях останется священной на всю жизнь. Были моменты, когда на глазах участников появлялись слезы и от скорби и от радости возвращенного из забвения имени, и от чувства сопричастности к одному большому и настоящему делу.
Эхо тех событий еще долго не умолкнет на нашей земле и последнего солдата похоронит уже не наше поколение.

Михаил Шелыгин

Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»Из забвения. Поисковый отряд «Взвод»

Благодарим за сайт БФ «Какпомочь.ру»
Разработка сайта: Маркова Екатерина, Максим Шеповалов
Дизайн: Гордиенко Ольга